Персональный сайт-портфолио

          САПЕЛКИНОЙ

Татьяны Владимировны

Меню сайта
Московское время
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мой сайт посетили
счетчик посещений
счетчик посещений
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Оценка школьной мотивации
[ Скачать с сервера (67.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 29.01.2011, 11:34

Оценка школьной мотивации учащихся.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Используемый нами способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для дифференцировки детей по уровню школьной мотивации предлагается система бальных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30 - бальной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся детей группы риска, с негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией. Методика используется и для исследования эффективности учебно -воспитательного процесса в классе, при выборе оптимальных условий обучения, при определении готовности детей к школе, при оценке динамики школьной адаптации (дезадаптации).

Данный способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г.Лусканова, рац. предложение №138 от 7.06.1985 г.).

1. Схема оценки детских рисунков.

Рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемое при помощи изобразительных средств. Отличием данного интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

(см. Л.Н. Бачерикова, 1979 г., Г.Т. Хоментауская, 1985 г., 1986 г., Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991 г.).

Исследования эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 году А.М.Шуберт. Полученный материал (свыше 10 тысяч рисунков) показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка - его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально - волевой сферой - тоном настроения, интересами , активностью и т.п.

Было выявлено, что, например, дети очень подвижны чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных - бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; уплотненность, закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств - свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка (см. А.М.Шуберт, 1928,1929 г.).

При анализе рисунков нами оценивались следующие показатели:

1.     Соответствие заданной теме.

2.     Сюжет (что именно изображено)

3.     Размеры рисунка и отдельных деталей.

4.     Цветовое решение.

5.     Динамика изображения.

6.     Правильность рисунка.

7.     Законченность рисунка.

Примерная схема оценки детских рисунков на тему "Что мне нравится в школе".

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее. Свидетельствует о мотивационной незрелости.

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований. В) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

При несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть, что именно изображено:

A) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных мотивов (30 баллов);

Б) ситуации не учебного характера - школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);

B) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, часто рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).

2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации»

 

Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцирован детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по - разному и т.п.) - 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень} - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к щколе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в котрой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень
- нравится
- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится
- бывает по-разному
- нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто
- редко
- не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

- мало
- много
- нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся
- не очень
- не нравятся

 

 

Оценка школьной мотивации учащихся.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

                                                                                                                                              

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                         

                 - нравится                          - не очень                      - не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

                                                                                                                             

 

- чаще хочется остаться дома     - бывает по-разному            - иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?








 

 


                  - не знаю-                         остался бы дома               - пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?








 

 


           - не нравится                      - бывает по-разному                  - нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?








 

 

 


          - хотел бы                                   - не хотел бы                         - не знаю


6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?













 

 

 


           - не знаю                                 - не хотел бы                              - хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?








 

 


              - часто                                        - редко                            - не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?








 

 

 


       - точно не знаю                               - хотел бы                           - не хотел бы 

9.У тебя в классе много друзей?

 









 


           - мало                                       - много                                     - нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?








 

 

 


        - нравятся                                       - не очень                              - не нравятся

 

 

Интерпретация результатов.

 














 

 

 

 


          15 - 19 баллов                     20 - 24 балла                    25 - 30 баллов


1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень} - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

 



 

Категория: Мои файлы | Добавил: Ромашка | Теги: диагностика, мотивация школьника
Просмотров: 5525 | Загрузок: 635 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Погода
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • ПроШколу
  • Страна мастеров
  • ИМЦ г.Питкяранта
  • Сайт Новичихиной Т.А.
  • Сайт Курковой С.М.
  • Сайт Аракелян В.А.
  • Сайт Штель Т.Н.
  • Я в интернете
    Сайт Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
    Мои публикации

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz