Оценка школьной
мотивации
учащихся.
Сформированность у ребенка
мотивационной
сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной
деятельностью.
Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой
требования,
показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять
активность в
отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной
мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Используемый нами способ оценки уровня
школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему
анализа
детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из 10
вопросов,
отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для
дифференцировки
детей по уровню школьной мотивации предлагается система бальных оценок.
При
этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30 - бальной
шкале, что
позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного
метода
можно быстро выявить среди большого контингента учащихся детей группы
риска, с
негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией. Методика
используется и
для исследования эффективности учебно -воспитательного процесса в
классе, при
выборе оптимальных условий обучения, при определении готовности детей к
школе,
при оценке динамики школьной адаптации (дезадаптации).
Данный способ оценки уровня школьной
мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ
гигиены
детей и подростков в качестве рационализаторского предложения
(Н.Г.Лусканова,
рац. предложение №138 от 7.06.1985 г.).
1. Схема оценки детских
рисунков.
Рисунок ребенка рассматривается нами
как своеобразное
интервью, данное испытуемое при помощи изобразительных средств. Отличием
данного интервью служит его проективный характер, заключающийся в том,
что в
рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей,
которые ими
полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.
(см. Л.Н. Бачерикова, 1979 г., Г.Т.
Хоментауская, 1985 г.,
1986 г.,
Е.С. Романова, О.Ф.
Потемкина, 1991 г.).
Исследования эмоциональных и
личностных
особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 году
А.М.Шуберт.
Полученный материал (свыше 10 тысяч рисунков) показал, что своеобразие
рисунка
определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка - его умом,
зрительной
памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и
правильности рисунка), сколько его эмоционально - волевой сферой - тоном
настроения, интересами , активностью и т.п.
Было выявлено, что, например, дети
очень
подвижны чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных
детей
отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких,
астеничных -
бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных,
импульсивных
детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; уплотненность,
закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств -
свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка (см.
А.М.Шуберт, 1928,1929
г.).
При анализе рисунков нами оценивались
следующие показатели:
1. Соответствие заданной теме.
2. Сюжет (что именно изображено)
3. Размеры рисунка и отдельных
деталей.
4. Цветовое решение.
5. Динамика изображения.
6. Правильность рисунка.
7. Законченность рисунка.
Примерная схема оценки детских
рисунков на
тему "Что мне нравится в школе".
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и
преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети
рисуют
машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее. Свидетельствует о
мотивационной незрелости.
б) детский негативизм. В этом случае
ребенок
упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше
всего
умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным
уровнем
притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных
требований. В) неверное истолкование поставленной задачи, ее
непонимание. Такие
дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие
отношения
к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического
развития.
При несоответствии рисунка заданной
теме при
количественной обработке проставляется 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о
наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет
рисунка,
то есть, что именно изображено:
A) учебные ситуации - учитель с
указкой,
сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п.
Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности
ребенка,
наличие у него познавательных мотивов (30 баллов);
Б) ситуации не учебного характера -
школьное
здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны
детям с
положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние
школьные атрибуты (оценка 20 баллов);
B) игровые ситуации - качели на
школьном
дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе
(например,
телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным
отношением
к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).
В ряде случаев по рисункам детей можно
судить
не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и
выявить
те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее
привлекательными.
Так, например, школьники с
психомоторной
расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко
изображают игру
в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут
нарисовать
класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п. Чувствительные,
сентиментальные дети, часто рисуя учебную ситуацию, обязательно включают
в нее
декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и
т.п.).
2. Анкета
«Оценка уровня школьной мотивации»
Детям
предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10
вопросов,
которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов,
нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).
Для скрининговой оценки уровня
школьной
мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая
анкета,
состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к
школе,
учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Для возможности дифференцирован детей
по
уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе
и
предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по - разному и т.п.) - 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к
той
или иной школьной ситуации - 0 баллов.
Различия между выделенными группами
детей
были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней
школьной мотивации:
1. 25 - 30 баллов (максимально
высокий
уровень} - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких
познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все
предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям
учителя,
добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают
неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на
школьную тему
они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20 - 24 балла - хорошая школьная
мотивация.
Подобные показатели имеет большинство
учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной
деятельностью. В
рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при
ответах
на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
Подобный
уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 - 19 баллов - положительное
отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно
чувствуют
себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с
учителями.
Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки,
тетради.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и
учебный
процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети
изображают,
как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10 -14 баллов - низкая школьная
мотивация.
Подобные школьники посещают школу
неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними
делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к щколе. В рисунках на
школьную
тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со
школой,
присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное
отношение к
школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные
трудности в
школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в
общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа
нередко
воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в котрой для них
невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики
могут
проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные
задания,
следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются
нарушения
нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не
соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия
ребенка.
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты
всегда с
радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в
школу
не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты
пошел
бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда отменяют
какие-нибудь
уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали
домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались
одни
перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе
родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее
строгий
учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Оценка школьной
мотивации
учащихся.
1. Тебе нравится в школе или не очень?
-
нравится - не очень - не нравится
2.
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или
тебе часто
хочется остаться дома?
- чаще
хочется остаться дома -
бывает по-разному -
иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить
всем
ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался
дома?
-
не знаю- остался
бы дома - пошел бы в школу
4.Тебе
нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному -
нравится
5.Ты
хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы -
не хотел бы - не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались
одни
перемены?
- не знаю -
не хотел бы - хотел
бы
7.Ты
часто рассказываешь о школе родителям?
- часто -
редко - не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее
строгий
учитель?
- точно не знаю - хотел бы
- не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
- мало -
много - нет друзей
10.Тебе
нравятся твои одноклассники?
- нравятся -
не
очень - не
нравятся
Интерпретация
результатов.
15 - 19 баллов 20 - 24 балла 25
- 30 баллов
1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень} - высокий уровень
школьной
мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких
познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все
предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям
учителя,
добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают
неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на
школьную тему
они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20 - 24 балла - хорошая школьная
мотивация.
Подобные показатели имеет большинство
учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной
деятельностью. В
рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при
ответах
на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
Подобный
уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 - 19 баллов - положительное
отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно
чувствуют
себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с
учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,
ручки,
тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей
степени и
учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие
дети
изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
|