Байкал 1. Прочитай тексты. Сравни их. А. Ранним утром путники вышли на берег водоёма, дорогу к которому не смогли найти накануне вечером, потому что заблудились в темноте. Они слышали о великом озере, но тот размах и пространство, которые предстали перед их взором, поразили воображение. Утром в лучах золотистого рассветного солнца, выглянувшего из-за горных вершин, водная гладь показалась им не просто бесконечной, она ощущалась единственной стихией, окружавшей путников в тот момент. Казалось, что берег, на котором стояли путешественники, только и был одной твёрдой точкой опоры, - так невозможно далеко было до противоположного берега. Неба словно не было вовсе – оно как бы превратилось в безмятежную гладь воды, и всё это нежно-голубое пространство представлялось единым целым а пробуждавшемся мире. Именно здесь, на берегу Байкала, они смогли осознать истинное величие озера, созданного матушкой природой.
Б. Озеро – скопление воды в природном углублении на суше. Природное углубление называется озёрной котловиной. По происхождению озёрных котловин озёра классифицируются (делятся) на ледниковые, речные (старицы – в бывших руслах рек), приморские ( лагуны и лиманы, образованные вблизи морей, их часть), вулканические и другие. Озёра по составу воды бывают пресные и солёные. Байкал – пресноводное озеро тектонического происхождения, образованное в гигантском разломе земной коры. Это самое глубокое озеро в мире (около 1620 метров). Длина его составляет 636 км, средняя ширина – 48 км. В Байкал впадает 336 рек и речушек, из него берёт начало только одна река - Ангара, поэтому озеро считается сточным (имеется исток хотя бы одной реки). На озере есть 27 островов, крупнейшим их которых является Ольхон. Байкал богат растениями и животными: флора (растительный мир) и фауна (животный мир) представлена примерно 1800 видами.
2. Установи стрелками соответствие между текстами А, Б и стилями их изложения.
Научно-популярный А Художественный текст Б 3. Пользуясь сведениями текста Б, заполни таблицу Типы озёр по составу воды Типы озёр по происхождению котловин
4. Рассмотри диаграммы (столбики разной высоты на схеме) и сделай под ними следующие записи: «виды озёрных котловин», «типы озёр по составу воды» на основе данных таблицы.
________________________________ __________________________________ ________________________________ __________________________________ 5. Пользуясь диаграммой, отметь, во сколько раз типов озёр по происхождению больше, чем по составу воды в них. а) примерно в 2 раза б) примерно в 3 раза в) примерно в 4 раза 6. Пользуясь текстом Б, запиши определение. Сточное озеро - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Пользуясь информацией одного из текстов, уточни и запиши, какие озёра по происхождению будут иметь солёную воду. __________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Докажи фактами записей из текста А и Б, что Байкал является крупным по размеру озером. Текст А Текст Б
9. Восстанови последовательность работы по выполнению письменного задания к тексту. А. Выбрать из учебной статьи ответ к письменному заданию. Б. Проверить правильность выполнения письменного задания. В. Прочитать учебную статью. Г. Выполнить письменное задание к учебной статье. а) ГАВБ б) ВАГБ в)ГБВА 10. Вернись к тексту А, подчеркни в нём слова, которые доказывают его принадлежность к художественному стилю излоржения.
Приложение Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Научно-популярный стиль- предназначен для читателя, интересующегося вопросами науки; - терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах; - научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии