Камень, ручей, сосулька и солнце Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобучут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются. Благодать в лесу! На опушке старый камень-валун хвалится: - Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю! - Неужели ты, дедушка? – спрашивают звери и птицы. - Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие… Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы! - Ах ты, старый лежебока! – кричит с поляны звонкий ручей. – Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят! - Значит, ты ручей весну делаешь? -Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка – я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою… Какая же без меня весна?! -Ай, болтун! – кричит сосулька с еловой лапы. Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите! -А разве ты, сосулька, весну делаешь? -Ещё бы не я! Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес – вот вам и весна… Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе… Не успела сосулька договорить. «Кап» - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось. Закатилось Солнышко, спряталось – тут и Камень-валун остыл, и ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает. (По Э.Шиму) 1. Укажи жанр, к которому относится текст. а) рассказ б) басня в) сказка г) былина Докажи письменно выбор своего ответа __________________________________________________________________________________________________________________________ Запиши, кто по-твоему весну делает.______________________________ 2. Пользуясь текстом, заполни таблицу. Камень Ручей Сосулька Солнце Доказательство значимости в наступлении весны
3. Отметь верное высказывание. а) Времена года сменяют друг друга из-за обращения Земли вокруг Солнца. б) Времена года сменяют друг друга из-за разной высоты Солнца над горизонтом. в) Смена времён года обусловлена вращением Земли вокруг своей оси. Г) Смена времён года происходит из-за особенностей строения Солнечной системы. 4. Выбери вариант продолжения высказывания, чтобы оно было истинным (правильным) и впиши его. Чем больше высота солнца над горизонтом, тем_______________________________________________________________________________________________________________________ а) больше продолжительность дня б) меньше продолжительность дня. 5. Выбери правильное объяснение для устойчивого языкового выражения. спряталось за лесом Солнце за лес закатилось - опустилось ниже над горизонтом лес мешает увидеть Солнце 6. Отметь новые слова образованные от слова Солнце. а) Солнца б) солнечный в) солнышко г) под Солнцем 7. Подбери из задания 6 слова, подходящие по составу к данной схеме (корень, суффикс, окончание. Запиши и докажи, что твой выбор верный.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Восстанови алгоритм (порядок) разбора слова по составу. А. Выдели корень слова. Б. Выдели суффикс (суффиксы), если они есть в слове. В. Выдели основу слова. Г. Выдели окончание слова. Д. Выдели приставку, если она есть в слове. а) ГВАДБ б) ВГАДБ в)АВГБД